Урок. Узагальнення і систематизація знань з розділу «Світлові явища».

Урок физики в 9 классе
Тема: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления».
Цель урока:
ü    обобщить и систематизировать знания по теме «Световые явления»;
ü    развивать практические умения, логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
ü    продолжить формирование умения учащихся работать с дополнительной литературой;
ü    воспитывать интерес к изучаемой теме.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: интерактивная доска, оптические приборы, видеоролики, презентация.
Ход урока
      I.            Организационный момент.
Добро пожаловать в НИЛ! Вы думаете, что НИЛ – это река Африки, но это не так! НИЛ – это научно-исследовательская лаборатория.
Разрешите представить вам рабочий состав лаборатории:
1 ученик -  заведующий лабораторией, доктор физико-математических наук, профессор, руководитель группы «Спектр», а также ведущие научные сотрудники: 2 ученик- руководитель группы «Фокус»,  3 ученик – руководитель группы «Фотон», 4 ученик – руководитель группы «Мираж» и коллектив ученых – физиков. Работы и занятий хватит всем, поэтому ни теряем, ни минуты! Таймменеджер – 5 ученик.
Психологический настрой.
Пожелайте друг другу хорошего настроения (ладонь о ладонь).
Итак, приступаем!

   II.            Мотивация учебной деятельности.
Над чем работает лаборатория? Прочитайте зашифрованное слово.

Это слово «оптика. Основная задача лаборатории - изучение явлений взаимодействия света и вещества. Эта тема за последние годы привлекает к себе пристальное внимание многих физиков-исследователей.
III.            Сообщение темы,  цели урока.
Тема работы нашей лаборатории: Обобщение и систематизация знаний по разделу «Световые явления». Сообщаются цели урока.
IV.            Обобщение и систематизация знаний.
Сейчас каждой группе предстоит выполнить задания. Руководители получите заданиями (вручение пакетов).
Таймменеджер засекает время – 3 минуты.
1.      Работа в группах.
2.      Отчет групп.
а) Группа «Спектр».
1)       
Заполните пропуски  в схемах, объясните термины.
2)    

б) группа «Фокус» .
1) 
    Запишите формулы для данных физических величин и назовите их единицы измерения.
2)      Объясните схемы из учебника: рис. 3.16 и 3.17, стр. 130.
А теперь давайте все вместе посмотрим на экран и проверим, правильно ли объяснили явления наши исследователи. Для этого воспользуемся наглядным мультимедийным пособием к уроку.

в) группа «Фотон».
1)      На границе раздела 2- х сред… Постройте графики и сформулируйте законы.
2)      Распределите приборы по категориям: выберите из перечня те, которые относятся к оптическим).
3)   На снимках, сделанных на цветных фотографиях со вспышкой, зрачки глаз людей чаще получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки достаточно большой. Тогда значительное количество  света проникает в глазное яблоко и отражает от его насыщенных кровью внутренних тканей. Что нужно сделать во время съемки, чтобы избежать эффекта «красных глаз»?
            Противоречие: зрачки должны быть маленькими, чтобы не было красных глаз на фото, но зрачки человека обычно расширены больше, чем нужно во время фотовспышки.
            ИКР (идеально конечный результат): зрачки должны сузиться до вспышки. Как это сделать, чтобы перед фотовспышкой глаза сузились? Используйте посредника – предыдущий световой сигнал.
А сейчас реклама!
Вашему вниманию представляем новинку японской фирмы «Кенон» способно открыть целый мир ярких красок. Вы сохраните ценные моменты в их самом прекрасном обличье. Цифровой фотоаппарат Canon дарит приятным воспоминаниям вторую жизнь. Он отобразит важные секунды действительности четко и красиво, до мельчайших деталей. Модели этого бренда оснащены функциями автоматического фокусирования и оптического увеличения. В этой чудо - технике,  вспышка, срабатывая, выдает приблизительно за секунду до основного импульса более слабый импульс, чтобы зрачки людей успели сузиться. В таком случае подсветка сосудистой оболочки глаза резко слабее и зрачок на фотоаппарате имеет нормальный цвет. У вас всегда будут качественные фотографии.
      Заполните схему. Постройте изображения. Объясните, из каких частей состоит линза. Запишите формулу тонкой линзы.
2) А теперь вам необходимо просмотреть видео фрагмент и объяснить, о каком явлении идет речь?
Видео фрагмент «Дисперсия света в призме».
Слово заведующему лабораторией 1 ученику.
        Итак, физики – исследователи! Мы видим, что материал объемен, но благодаря схемам и таблицам мы остановились на самом важном. Теперь перейдем к практической части.
3.      Физкультминутка.
 Уважаемые коллеги! К нам пришло письмо, в котором нас просят о помощи.
4.      Решение задач.
       Нам нужно разрешить спор 2-х линз: собирающей и рассеивающей. Какая из них наиболее значимая для использования в оптических приборах. Собирающая претендует на основное место в оптике, а рассеивающая не хочет с этим мириться.
Давайте рассудим линзы, но для начала узнаем какая оптическая сила системы линз, решив задачу.
а) Имеются 2 линзы:  собирающая с фокусным расстоянием F1=40 см и рассеивающая с оптической  силой D2=-7, 5 дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз?
Дано:                                           
(световой поток находим из таблицы).
Ответ: освещение недостаточно.
5.      Выполнение тестовых заданий.
       Наш «задачедатель» 1 ученик для Вас приготовил тесты. Вам необходимо выполнить их качественно и с наименьшими затратами времени.
Таймменеджер засекает  3 мин.
После выполнения взаимопроверка  в группе (прогнозирование будущей своей оценки, сравнение с оценкой учителя).
    V.            Итог урока:
Хвилинка рідної мови.
«Три шляхи ведуть до знання: шлях роздумів - це шлях найблагородніший, шлях наслідування - це шлях найлегший, і шлях досвіду - це шлях самий гіркий». Так сказав  китайський філософ Конфуцій.
Я надеюсь, что сегодня на уроке вы прошли всеми путями к своим знаниям и получили именно тот результат, который ожидали. Спасибо вам за урок и плодотворную работу. Вы – молодцы!!!
Выставление оценок руководителям групп («премия»), остальным «сотрудникам» на следующий урок.
VI.            Домашнее задание.
Проработать тесты для самопроверки (в соответствии с вашим уровнем знаний) с. 186 – 187, повт. § 17-28.
Подготовиться к контрольной работе.
На следующих уроках вас ждут увлекательные экскурсии, знакомство с окружающей средой.
                                                                   Подготовила
                                                                                        Учитель физики
Петровской СШ № 2
                                                                                         Шкоркина А. А.




___________________________________________________________________________

Додаткові матеріали:

Розробка: Завантажити>>>

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Фізикам вдалося зупинити видиме світло

Фізики створили першу захищену квантову Мережу